Турбизнес,
7 сентября 2001 г.
Страховой набор отпускника 696 просмотров
В настоящее время российские вояжеры предпочитают довольствоваться минимумом из предлагаемого ассортимента страховых услуг. Тем не менее на окончательное «созревание клиента», который станет искушенным потребителем услуг страхового сервиса, операторы этого рынка отводят совсем немного времени — в пределах 3-5 лет, в зависимости от оптимизма страховщика. Реальность столь сжатых сроков мои коллеги обосновывают исключительным динамизмом бизнеса. Фактически лето-2001 — это для большинства страховых компаний 5-6-й сезон работы по страхованию в туризме.
В советскую эпоху, как мы помним, для зарубежной турпоездки требовалось обязательное прохождение медицинской комиссии. Такое правило было установлено не случайно — при необходимости все расходы по оказанию медицинской помощи туристам за границей несли посольства от имени государства. С распадом СССР государство сняло с себя эти обязанности, и вопрос о финансовых гарантиях медицинским учреждениям в случае оказания неотложной помощи остался по сути открытым — российские туристы нередко оказывались неплатежеспособными. В этой связи открылась новая ниша для страховых компаний, но туристический рынок для ее совместного освоения был еще не готов.
Страхование выезжающих за рубеж по определению относится к добровольным видам страхования, но в российской практике имеет своеобразный «принудительный» характер: без полиса чаще всего нельзя получить визу. Так турбизнес был поставлен перед необходимостью взаимодействия со страховщиками, и с этого же времени туристический рынок стал определять «социальный заказ» в страховом сервисе.
Вопреки распространенному мнению, страхование в туризме в деятельности страховых компаний имеет не только рекламно-имиджевую нагрузку и присутствует в стандартном наборе корпоративного обслуживания, но и представляет интерес как самостоятельный вид, особенно с учетом развивающейся страховой культуры общества и перспектив сотрудничества с туриндустрией. Взаимные интересы страхового и туристического бизнеса прояснились, рынок сложился, на нем определились лидеры, и период хаотичного поиска друг друга и общего места под солнцем можно считать завершенным.
Начало 90-х гг. для страховщиков — период европейских направлений выездного потока. Здесь регистрировались основные объемы застрахованных. Отмена въездных виз некоторыми теплыми странами позволила переориентировать поток туристов на восток. Как следствие страховщики получили заметный рост количественных показателей и одновременно убыточности в регионах массового, в первую очередь, летнего отдыха. Со временем рынок стал прирастать за счет повторных поездок на отдых и новых маршрутов, среди которых появились экзотические. А вместе с ними и необычные страховые случаи — падение с верблюда, ожог растением или морским организмом, укус обезьяной, кишечное заболевание с неясной этиологией и т.д.
В настоящее время летние предложения турфирм энергично пополняются в сегментах активного и экстремального туризма. Наряду с так называемым пляжным отдыхом, излюбленным и стабильно востребованным на российском рынке, растущим успехом пользуются нестандартные программы путешествий. Туристы хотят пересекать прерии, странствовать по джунглям и пустыням, сплавляться по горным рекам, карабкаться по скалам и тому подобное. Подводное плавание в обычном виде уже не устраивает — появился дайвинг в морских пещерах, у спелеологов проснулся интерес к зарубежным турпоездкам.
Эта категория клиентов турфирм составляет растущий сегмент страхового рынка, к которому также относятся любители активных зимних видов отдыха. Он не дает такой своеобразной статистики, как большое количество мелких страховых случаев при соответствующем распределении выплат, которые «размывают» резервы страховых компаний, а приносит страховщикам редкие, но серьезные по тяжести и медицинским расходам происшествия с застрахованными.
Еще одной «группой риска» для страхования в туризме являются юные путешественники. Сферы организованного детского отдыха, экскурсионного, прежде всего автобусного туризма и обучения за рубежом страховщики определяют для себя как имеющие высокую вероятность возникновения страховых случаев.
На пройденном отрезке пути менялись приоритеты в географии и видах выездного туризма из России, а следом — показатели убыточности страховых компаний и тарифная политика. Первоначально российские туристы, имеющие на руках полисы, чувствовали себя неуверенно, не решались обращаться за границей к врачу, предпочитая самолечение. Уровень страховых выплат какое-то время оставался стабильно низким и составлял 8-12% от собранной премии. Операторы рынка сохраняли спокойствие — никто не хотел рисковать авантюрными действиями, конкуренции практически не было, тарифы не занижались. Это тот период 1992-1993 гг., когда страхованием туристов занимались «Ингосстрах», РОСНО, «Россия» и не существующее ныне АСКО. Затем лицензии на этот вид страхования стали активно получать другие страховщики, началась борьба за клиента, и как следствие тарифы поползли вниз. Для сравнения: в 1992 г. базовый тариф при страховании выезжающих на отдых в Турцию составлял не менее $1 в день, а в последние годы в некоторых компаниях он опустился беспрецедентно низко — до $0,30-0,35.
Для европейских направлений тогда применялся базовый тариф $1,8 в день, для Америки — $3, а сейчас — почти вдвое меньше.
Туристический рынок «уловил» эту тенденцию — первыми отреагировали турецкие операторы, а потом и гостиничные врачи на тех курортах, куда они отправляли российских туристов. Турфирмы взялись проявлять настойчивость, добиваясь от страховщиков низких тарифов, врачи занялись откровенным мошенничеством, зарабатывая разными способами на махинациях с полисами. Выплаты начали расти, пока не достигли к 1999-2000 гг. критического уровня. Убытки по этому виду страхования стали зашкаливать, и страховые компании были вынуждены искать рычаги контроля за ситуацией и оздоравливать рынки, связанные с массовым летним отдыхом.
Уже в прошлом году как результат санации рынка на примере отдельных страховых компаний стала прослеживаться тенденция повышения тарифов. Корректировка тарифной политики со стороны страховщиков, заинтересованных в стабилизации и «подстраховке» самого рынка страхования в туризме, вызвала известные случаи смены партнерства с крупными туроператорами, преимущественно турецкого происхождения, накануне летнего сезона-2000. Наметившаяся тенденция будет углубляться и дальше.
Другое совершенно новое явление — отказ от приобретения страховых полисов на время поездки на отдых тех клиентов турфирм, которые имеют полисы добровольного медицинского страхования.
Полисы ДМС включают услуги по страхованию финансовых рисков застрахованных во время зарубежных поездок и гарантируют получение неотложной медицинской помощи. Владельцы полисов ДМС получают в виде своего рода бонуса полис для выезжающих за рубеж. Кроме того, опытные путешественники, которых среди россиян становится все больше, практикуют покупку перед поездкой полиса непосредственно в страховой компании. Опыт показывает, что в этом случае он может обойтись в два раза дешевле.
Незнакомое раньше страховщикам явление — туристы начинают интересоваться дополнительными услугами страховых компаний. В полисы для выезжающих за рубеж и путешествующих по стране все чаще включаются программы страхования финансовых рисков на случай потери и похищения багажа или документов, невыезда или задержки поездки, невозможности совершения поездки по состоянию здоровья, страхование квартиры или дачи на время отсутствия и т.д.
В перспективе страховщики прогнозируют рост внимания именно к дополнительным программам и увеличение востребованности услуг по страхованию гражданской ответственности в сфере туризма. Особенность последнего вида заключается в очень выгодном для застрахованного соотношении невысоких тарифов и больших объемов страхового покрытия. Это важно, поскольку подобные страховые случаи обычно связаны со значительными расходами на возмещение причиненного ущерба. Страховщики прогнозируют, что самое большое распространение вскоре получат услуги по страхованию ответственности перед третьим лицом. Мы готовы к работе в этом направлении, несмотря на то что страхование гражданской ответственности связано с повышенными рисками для самих страховщиков.
Валерий ИВАНОВ, директор департамента страхования путешественников компании РОСНО
Вся пресса за 7 сентября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Тарифы, Игроки, Страхование выезжающих за рубеж, Сотрудничество
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
|
Российская газета онлайн, 13 ноября 2025 г.
Эксперты: Рейтинг автошкол - идея здравая, но как он будет формироваться

|
|
Медвестник, 13 ноября 2025 г.
ВС РФ подтвердил запрет на использование медоборудования в лизинге по ОМС для платных услуг

|
|
Известия онлайн, 13 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект о рейтинге автошкол

|
|
Агентство городских новостей Москва, 13 ноября 2025 г.
Страховщики предлагают вместе с ОСАГО проверять карту техосмотра по камерам

|
|
Коммерсантъ онлайн, 13 ноября 2025 г.
КС обязал усовершенствовать систему взносов на деятельность финансового омбудсмена

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
КС постановил усовершенствовать закон о финансовом омбудсмене

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
Мэрия Анапы увеличила требования к владельцам танкеров из-за разлива мазута до 670 млн руб.

|
|
МК в Поволжье, Самара, 13 ноября 2025 г.
В РФ идет активное обсуждение реформы ОСАГО: водителям авто грозят изменения

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|